Какие свадебные традиции отказываются соблюдать киргизы

В Кыргызстане сама свадьба может быть светской, мусульманской (но без документов из органов ЗАГСа нике проводить нельзя) и традиционной. Нередко молодожены республики выбирают сразу все три церемонии. Theopenasia.net рассказал о подготовке к традиционной кыргызской свадьбе.

Какие свадебные традиции отказываются соблюдать киргизы

Фото theopenasia.net

Свадебные обычаи отличаются в разных регионах страны. Проводы невесты Айгерим проходили на юге, откуда она, родом. Ее жених – Азамат – родился и вырос в Бишкеке.

«В Бишкеке я живу уже 15 лет. Азамат сделал предложение давно, но я хотела закончить учебу и найти работу. Только после этого мы начали планировать нашу свадьбу. Мои родители сразу сказали, что свадьба по кыргызским традициям будет обязательно, и состоится она в Джалал-Абаде – на нашей малой родине», – рассказала девушка.

Ей хотелось скромного торжества, а национальные традиции требуют больших расходов.

«Но мои родители были непреклонны. Сказали, что близкие не поймут, если они не устроят свадьбу своей единственной дочери. В общем, чтобы не расстраивать родителей, я согласилась. Азамат сказал, что ради меня будет участвовать во всех церемониях», – поясняет Айгерим.

Читайте также: Назвавшаяся дочерью Сальвадора Дали испанка претендует на его наследство>>

Кыргызская свадьба начинается с официального знакомства родителей жениха и невесты. Эта встреча называется жолугушуу.

«По традициям эта встреча проходит без молодых. Как сказали мои родители, «только взрослые должны обсуждать такое важное мероприятие». Наши родители находились в ресторане на одном конце города, мы с женихом сидели дома и молились всем богам, чтобы никто никого не покалечил.

Наши родители очень разные – с разными взглядами на жизнь, на воспитание детей... и, увы, на свадьбу. Но, к счастью, им удалось договориться», – говорит невеста.

Все знают, что за невесту на востоке дают калым. Но почему-то при этом забывают, что невесту нельзя отдать замуж просто так – в одном свадебном платье. Хорошие родители обязаны собрать сеп (приданое), которое девушка заберет с собой в дом мужа. Размер сепа может быть разным.

«Некоторые девушки получают в качестве приданного машину и даже квартиру. Если бы мои родители попросили большой калым, то им бы пришлось покупать бытовую технику, мебель. А отказавшись от калыма, они могут дать мне с собой минимальный набор: одеяла, постельное белье, посуду», – продолжает рассказ Айгерим.

Кийит – это подарок в виде одежды, которые сваты должны преподнести друг другу.

Читайте также: Как уплатить налог на транспорт, если не выпускают из аэропорта>>

«При этом шелкового платочка или носков недостаточно. Мужчинам обычно дарят костюмы, рубашки, калпаки и обувь. Женщинам – платья и платки. То есть происходит как бы обмен новой одеждой, что тоже обходится в кругленькую сумму», – объясняет невеста.

В связи с тем, что договорились обойтись без калыма и приданного, сама собой отпала процедура корпо каптар, когда сторона жениха привозит вату для тошоков, а также барана, чтобы накормить тех, кто эти тошоки будет шить.

Какие свадебные традиции отказываются соблюдать киргизы

Итак, родители обговорили все детали, и родственники невесты уехали в Джалал-Абад.

Читайте также: 15 редких фото знаменитостей, которые вы увидите впервые>>

Саму ее привезли туда через месяц. И началась церемония сойко салуу – помолвка, когда будущая свекровь надевает на келин золотые сережки и, конечно, устраивается застолье.

Подготовка ведется серьезная.

На севере невесту стараются освободить от всех работ, мол, скоро станет келинкой и тогда уже будет пахать. На юге, наоборот, невеста участвует во всех подготовительных мероприятиях.

«Зато в новый дом придешь и все знать будешь. Они скажут, что хорошо девочку воспитали и всему научили», – приговаривают женщины, с которыми невеста вместе чистит потроха, печешь боорсоки и накрываешь на стол.

Итак, все готово. Начинают прибывать гости. Невеста стоит на пороге и кланяется (жугунуу) всем входящим.

Приезжает и жених со своими родственниками. Естественно, не с пустыми руками. Как правило, они привозят двух баранов, мешок риса, 10 литров масла, а также «жети тавак» (семь блюд).

Читайте также: В Шымкенте начальника МПС арестовали за хищения и участие в ОПГ>>

Сейчас подношения мерят коробками, где должны быть конфеты (разные), печенье, нават (кусковой сахар), мыло, мягкие игрушки, фрукты.

Родственников жениха встречают с особым почетом. Кудалар (так называют друг друга стороны жениха и невесты) – это самые уважаемые люди на протяжении всей жизни.

«Как только кудалар приезжают, невесту прячут. Иногда просто за ширму. Меня же спрятали в соседнем доме. Потом «под охраной» родственников отвели в дальнюю комнату и усадили в центре с двумя невестками по бокам. Сватовство проходит без жениха и вообще без мужчин. Моей маме присутствовать при этом ритуале тоже нельзя. Мама Азамата надела на меня платок и золотые сережки. Пожалуй, это главный момент кыргызской свадьбы. После этого девушка уже считается несвободной», – делится Айгерим.

Какие свадебные традиции отказываются соблюдать киргизы

Теперь жених и невеста должны получить благословение от всех аксакалов, соседей и родственников. Эта процедура называется бата той. Самым уважаемым гостям сторона жениха раздает деньги (сумма зависит от степени уважения и от договоренности сторон).

«При этом ни жених, ни невеста за общим дастарханом не сидят. Благословения произносятся не лично им, а как бы в воздух. При этом читается Коран. Женщины могут подойти ко мне и поздравить: обнять, поцеловать. У мужчин, даже у аксакалов, на это нет прав», – говорит Айгерим.

«Собственно, и это еще не свадьба. Это только «бронирование девушки». Моя мама, знаток традиций, говорит, что раньше подобным образом сватали и совсем маленьких девочек, а свадьбу проводили, когда она достигнет половой зрелости.

Сейчас кыз узатуу (проводы невесты из родного дома) и чон той (собственно свадьба), как правило, назначают на тот же день. В нашем случае торжество состоится через две недели – уже в Бишкеке. Там я буду в светском белом платье. Но и традиции тоже будут, правда, в усеченном виде. Мама их мне уже расписала», – комментирует девушка.

В день свадьбы жених с друзьями и без родителей приедет за невестой. Его встретят жене невесты (жены брата и дяди), которые потребуют за право войти в дом корундук (выкуп).

«Точной суммы нет. Все зависит от жене и друзей жениха. Кто будет наглее, тот больше получит или сэкономит», – смеется Айгерим.

Затем жениха пускают и усаживают за дастархан.

«Меня при этом ему не показывают. За право войти в мою комнату Азамату снова придется заплатить. И за возможность меня поцеловать – тоже. После этого его друзья выйдут из комнаты, зайдет молдо и проведет обряд нике (бракосочетание по мусульманским традициям). По нашим обычаям невесту без нике не выпускают из дома», – поясняет невеста.

После этого начнется светская часть церемонии.

Читайте также: В Астане перекроют дороги из-за концерта Димаша Кудайбергена>>

Сейчас Айгерим ведет переговоры с мамой, чтобы обойтись без опко-салуу.

«Это, на мой взгляд, самая странная традиция. Сторона жениха привозит козла/козу. Животное режут и вытаскивают легкие. Пока они горячие и еще в крови, бьют ими молодых. Считается, что это убережет их от ссор в будущем», – рассказывает Айгерим.

«Скорее всего обойдемся мы без «чачыла» – осыпание невесты при входе в дом мужа сладостями, как пожелания супругам счастливой жизни. И точно не будет обряда «простыня». Не знаю, как это называется по-кыргызски. Здесь Азамат был непреклонен. Он заявил, что в нашу первую брачную ночь никто под нашими дверями сидеть не будет и простыню никому показывать мы не будем», – говорит девушка.

По традициям обе стороны обращают внимание на то, какой пришла невеста в дом жениха. Поэтому на следующее утро после брачной ночи жене (жены братьев) забирают простынь и идут к матери невесты со словами «суйунчу» (радостное известие, за которое надо платить деньги).

«По южным традициям мать невесты платит деньги за известие о том, что она сумела сохранить дочь до свадьбы невинной и, следовательно, может ходить с высоко поднятой головой. На севере, наоборот, сторона жениха платить матери невесты дополнительные деньги в качестве благодарности», – поясняет Айгерим.

Кстати, знатоки утверждают, что кыз ала качуу – то есть воровство невесты – практиковалось именно для того, чтобы избежать этих разорительных обрядов. В прежние времена воровство девушки без ее согласия кыргызами не практиковалось.

Источник